Михаил ШереметМинистерство просвещения БССРРеспубликанская станция юных техниковРазвитие творческих способностей школьниковМетодические рекомендации Минск 1988
Рекомендовано к изданию методическим научно-техническим советом Республиканской станции юных техников. В помощь организаторам технического творчества школьников, учителям технического труда, руководителям технических кружков. Составители: методисты Республиканской станции юных техников МЫТНИК Д.В., ШКОДА А.К., директор Глусского районного дома пионеров и школьников Могилевской области КИРИН И.М.
В новых условиях работы средней общеобразовательной школы, когда трудовое воспитание и обучение являются одним из основных направлений ее деятельности, неизмеримо возрастает роль технического творчества учащихся. Объектами технического творчества школьников в последние годы все чаще становятся новые и усовершенствованные наглядные пособия и технические средства обучения, технологические приспособления для школьных мастерских, средства малой механизации труда для школьных ученических бригад, приборы и аппараты для голубых патрулей, оборудование и приспособления, необходимее для технических кружков: и научных обществ учащихся, проблемные вопросы базовых предприятий. С 1978 сода в Березовской средней школе Глусского района Могилевской области учителем трудового обучения и руководителем кружка работает Михаил Владимирович Шеремет. Основным принципом его работы является стремление превратить общественно полезный труд из отдельного элемента учебно-воспитательной работы в ведущий принцип жизнедеятельности школьников. Большое внимание Михаил Владимирович уделяет созданию и расширению материально-технической базы, понимая, что рациональная организация рабочего места и его обслуживания — важное условие трудовой подготовки школьников. Совместно с учащимися был разработан и осуществлен проект размещения оборудования школьных мастерских, согласно которого рационально использовался каждый сантиметр площади. В строгом соответствии с правилами техники безопасности установлены станки, верстаки и другое учебное оборудование. Разработано и умело используется дистанционное управление техническими средствами обучения. На рабочем месте учителя смонтирован пульт управления, позволяющий в любой момент отключить любой из станков при нарушении учащимися техники безопасности или обесточить все станки одновременно. В маcтерcкой постоянный и привычный порядок. Весь инструмент исправен и хранится в отдельных шкафах, пронумерован и систематизирован. Материалы, заготовки, незавершенные работы учащихся разложены по кассам. Однако для обеспечения кружковых занятий имеющегося оборудования было недостаточно, За годы работы Михаила Владимировича в школе сконструированы и изготовлены: - универсальный станок, которые может производить анодно-механическую резку металла любой твердости, заточку и шлифовку инструментов, изготовлять проволочную сетку и наматывать катушки трансформаторов; - мощный газосварочный аппарат, по своим характеристикам превосходящий заводские аппараты; - электропила и электролобзик, аппарат точечной электросварки, наборы различных приспособлений к станкам. Тщательно и всесторонне готовится Михаил Владимирович к каждой встрече с учениками. Хорошо владея методикой преподавания, учитель уделяет внимание, накоплению дидактического материала. В мастерской собраны наглядные пособия, карточки-задания, наборы чертежей, схем, картотека интересных узлов малин и механизмов, техническая библиотека, учебные фильмы. Внимание администрации школы (директор Галина Ивановна Слук), личная инициатива учителя, помощь родителей учащихся позволяют кружку не испытывать особого дефицита в материально-техническом обеспечения занятий. Созданию материальной базы способствует тесная связь с мастерскими базового предприятия (колхоз им. Калинина). Сейчас в мастерских имеется все необходимое не только для эффективного проведения занятий, но и организации общественно полезного, производительного труда и технического творчества. Иного интересного и полезного можно было бы рассказать о том, как этот опытный педагог оборудовал современные учебные мастерские, где проходят занятия кружка, как начинал работу с горсткой инструментов, на устаревшем станочном оборудовании. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на одной стороне его деятельности - формировании у ребят устойчивого интереса к технике, творческого мышления, активной жизненной позиции, так как Михаил Владимирович считает, что основными задачами кружка является развитие интереса учащихся к производству, технике и науке, привитие навыков конструирования и рационализаторской работы, развитие конструкторской мысли учащихся, работа по экономическому воспитанию и профориентации с учетом возрастных особенностей и интересов школьников. Каковы же методы его работы? В состав кружка моделирования и конструирования сельскохозяйственных машин, которым руководят Михаил Владимирович, входят учащиеся ІV-Х классов. Срок обучения в кружке рассчитан на четыре года. Занятия проводятся организованно, методически осмысленно. На первом занятии Михаил Владимирович всегда решает организационные вопросы, определяет интересы и конструкторские возможности учащихся; с помощью проблемой задач, составляющих определенную систему и отвечающих ряду показателей, определяет творческие возможности своих будущих воспитанников. На основании полученных данных, с учетом интересов, подготовленности ребят составляется план работы кружка, определяются его цели и задачи. В последующем ребята разделяются на бригады с учетом возможностей ж возраста школьников. Такую бригаду, в зависимости от объема работы, составляют 3-5 учеников, для которых определены конкретные места. Каждая группа выбирает тему, дается вреда для самостоятельней разработки чертежа, определена внешнего вида механизма. С этой целью кружковцы ведут тетради, где кроме теоретических сведений, они излагают свои предложения. Ребята сосредоточенно думают, советуются друг с другом, спорят, доказывают, аргументируют свои мысли. Начинающие кружковцы знакомятся в общих чертах с требованиями агротехники к средствам малой механизации сельскохозяйственного труда, а также с основными видами сельскохозяйственных машин и изготавливают их схематические модели по готовым чертежам. Здесь преобладает фронтальная форма работы: все учащиеся одновременно выполняют одно и то же задание. С ребятами второго года обучения проводится более глубокое изучение сельскохозяйственных машин и разработка на этой основе простейших чертежей с последующим изготовлением действующих моделей, где сочетаются фронтальная и индивидуальная формы работы. При этом каждый кружковец изготавливает модель или деталь индивидуально, фронтальность же достигается подбором моделей, хотя и разных, но примерно одинаковых по сложности и технологии их изготовления. Творчество кружковцев третьего и четвертого года занятий представляет собой уже поисково-конструкторскую деятельность. Ребята занимаются глубоким изучением агротехники и разработкой новых машин, станков и приспособлений. Здесь преобладает индивидуальная форма работы. Развивая конструкторские и рационализаторские склонности у школьников, Михаил Владимирович решает одну из важнейшие проблем научно-технического прогресса, прививает любовь к общественно полезной деятельности, творческому подходу к труду, подготавливает будущих новаторов и рационализаторов производства. Развитию творческого мышления содействует и стиль проведения самих занятий: творческий доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учеников. В процессе работы учащимся предлагается найти свои варианты возможных решений будущей конструкции. В ходе обсуждения выдвинутых предложений уточняют, конкретизируют общую задачу, определяет качественные показатели. Затем общую задачу разделяют на составлявшие ее части, уточняют задания кружковцам или группам кружковцев по изготовлению отдельных узлов и деталей. После накопления материала по решению проблемы кружковцы анализируют его, отбирают наиболее подходящие для данного варианта. Одобренные варианты решения становятся предметом экспериментального исследования в кружке. Михаил Владимирович внимательно следит и по необходимости помогает ребятам, показывает практически как преодолеть трудности при выполнении тех или иных операций. Уделяется внимание каждому ученику. После одобрения проекта учащиеся разрабатывают технологию изготовления деталей и сборки узлов будущего устройства, приступают к их изготовлению. На этом этапе руководитель кружка вновь помогает школьникам правильно распределить все необходимые технологические операции, умело включает ребят в производственные отношения, организует разделение труда среди них. При таком методе организации работы ученики вступают в отношения взаимозависимости и взаимоконтроля. В этом случае результаты труда отдельного кружковца или группы являются исходными для работы другой группы. Таким образом, создаются благоприятные условия для творческого роста ребят, воспитания чувства коллективизма и взаимопомощи. После сборки конструкций начинается процесс испытаний и наладки. Как правило, этот процесс требует от каждого кружковца терпения и слаженности в работе. И снова на помощь ребятам приходит Михаил Владимирович. Тщательная подготовка к занятиям, постоянный поиск новых эффективных форм, изучение новинок технической литературы, оснащенность занятий всем необходимым, сочетание индивидуальной и коллективной форм в работе, доброжелательность и уважительное отношение к кружковцам - все это приносит успех в работе. Особое значение придает Михаил Владимирович отбору объектов производительного труда школьников. Несовершенство, упущения и недоработки промышленного оборудования, учебных и наглядных пособий, сельскохозяйственных машин и агрегатов становится темой для творческой работы. Немало хлопот механизаторам колхоза доставляли сеялки, которые при работе постоянно забивались мягкой почвой. После коллективного обсуждения была разработана конструкция делителя семян, который принципиально отличался от существующего. В результате его применения урожайность зерновых увеличивается на 3-4 центнера с гектара. Михаил Владимирович поощряет рост знаний кружковцев, старается заметить способности и умения, знать их взаимоотношения. В общении с членами кружка всегда доброжелателен, свои идеи, варианты решений передает кружковцам нe путей нажима, а через доверительную беседу, через обсуждение проблемы. Кружковцы не остались равнодушными к тому, что около двух тысяч гектаров сенокоса в колхозе скашивается вручную, т.к. заводские трактора с косилкой на заливном лугу работать не могут. В кружке была разработана и сконструирована самоходная косилка для заболоченных мест на гусеничном ходу, производительностью 0,8 га в час. По просьбе колхоза была изготовлена электрическая веялка для очистки и сортировки семян, для ремонтных работ на ферме - сварочный аппарат. Связь работы кружка с потребностями местного хозяйства имеет большое профориентационное значение, так как дело, в которое вложена частица собственного труда становится более близким, понятным и любимым. Целая серия устройств, механизмов и приспособлений изготовлена в помощь школе. Для кабинета физики - механизм для автоматического зашторивания окон, устройство для контроля знаний учащихся "Диск-18"; для кабинета химии - понижающий трансформатор с напряжением 4, 6, 12, 127, 220 вольт, через пульт подведено напряжение к рабочим столам учащихся; для кабинета географии – электрифицированная карта полезных ископаемых СССР, станок для перемотки пленки с электроприводом, для школьной столовой - электромясорубка с приводом от электродрели. Такая многопрофильность кружка требует от руководителя самых разносторонних знаний, умений, практических навыков. Руководитель должен уметь делать все, чему он собирается учить ребят. И Михаил Владимирович успешно с этим справляется, служит примером творческого отношения к своему делу. Обладая умением видеть недостающее в окружающей жизни, восполнять его, учит этому и своих воспитанников. Смыслом его работы стала формула: инициатива, смелость, творчество. Продолжается работа кружка и в летнее время. Ежегодно среда экипажей комбайнеров колхоза им. Калинина есть экипаж Михаила Владимировича и его учеников. Вот уже два сезона они работают на необычной технике - списанной комбайне CК-5, переоборудованном кружковцами под походную мастерскую, служащую для оказания помощи в ремонте комбайнов в поле, скашивания хлебов в валки, стаскивания соломы в скирды. Любая конструкция, изготовленная кружковцами, находит практическое применение. Неустанно работает на пришкольном участке микротрактор "Школьник". Мощность трактора небольшая - десять лошадиных сил, но он пашет и боронует, берет на борт 600 кг груза и развивает скорость до сорока километров в час. С помощью "Школьника" ученики убирают и перевозят в овощехранилище всю картошку, сверлу, морковь и другие овощные культуры для своей столовой. Изготовление в кружке сельскохозяйственных машин является не самоцелью, а средством более глубокого ознакомления учащихся с техникой, практического овладения ею, умения применять на практике знания основ наук, полученное на уроках. Талантливый педагог, человек с большим творческим потенциалом, Михаил Владимирович большое внимание уделяет преемственности между работой кружка и уроками технического труда. Работа учащихся организуется по схеме: кружок - класс - кружок. Кружок является как бы руководящим конструкторским бюро. При прохождении соответствующих тем программы на уроках технического труда с ребятами обсуждается конструкторская идея и учащиеся по чертежам изготавливают детали и части и передают их для сборки в кружок. По такому принципу были изготовлены самоходная косилка, направители для семян, микротрактор, сварочные аппараты и другие конструкции. Таким образом, внеурочная и урочная работа стимулируют и дополняют друг друга. Знания, полученные на уроках, обязательно используются в работе кружка, а внеурочная работа требует от ребят всесторонних научных, общетрудовых, технических и специальных знаний и умений. Поэтому понятным становится желание ребят побольше узнать на уроках физики, химии, математики, труда. Осознавая идеи реформы школы как свой служебный и нравственный долг, Михаил Владимирович заботится об усилении воспитывающей роли труда школьников, их экономического воспитания, учит умению жить и трудиться в коллективе, соизмерять потребности с экономическими возможностями, сочетать личный интерес с общественном. Умело строя свои занятия, он включает ребят в производственные отношения, на примерах изготовления сельскохозяйственных машин дает им понятие о плане, качестве, трудовой и производственной дисциплине. Бригадно-звеньевая форма организации труда учащихся, используемая Михаилом Владимировичем, заметно повышает интерес ребят к работе, развивает товарищескую взаимопомощь, чувство ответственности перед коллективом, организаторские умения, позволяет широко использовать органы ученического самоуправления. Важное значение Михаил Владимирович придает формированию у школьников культуры труда, привычки качественно и в срок выполнить каждое задание, в образцовом порядке содержать рабочее место, беречь инструменты, экономить материалы, вести учет выполненных работ. Наблюдение за кружковцами на протяжении ряда лет, знание их запросов и склонностей позволяем учителю оказать конкретную помощь выпускнику при выборе дальнейшего жизненного пути. После окончания школы 60% остается работать в родном колхозе. Юневич Павел, Мартинович Александр, Слук Иван, Тарасевич Петр, Лазаревич Григорий – трактористы, Слук Николай, Слук Василий, Филипович Василий – шоферы родного колхоза, многие стали студентами сельскохозяйственных и педагогических институтов. Михаил Владимирович пользуется засуженным авторитетом среди своих коллег. Внимательный, доброжелательный, он всегда готов придти на помощь. Высококвалифицированный педагог щедро делится своим опытом, выступая с докладами на семинарах, республиканских и всесоюзных педчтениях. За плодотворную педагогическую деятельность Михаил Владимирович Шеремет награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР, Почетной грамотой Министерства просвещения БССР, значком «Отличник народного просвещения БССР».
РЕШЕНИЯ ПО ШЕРЕМЕТУДумая о наших с Федей поражениях, знакомясь с перипетиями безрезультативной борьбы Л. А. Венчука и его противников, я все чаще и чаще вспоминал молодого, 35-летнего учителя труда Михаила Владимировича Шеремета, у которого мне удалось побывать осенью 1986 г. В его жизни тоже немало проблем, но и побед немало. Может, потому, что не рассчитывает на то, что кто-то другой что-то решит за него, сделает. А может, и потому, что не только учит других, но и сам всю жизнь учится. И не видит в этом ничего зазорного. Познакомился я с Михаилом Владимировичем через доклад, представленный им на Всесоюзные педагогические чтения. Доклад жюри «не показался», посчитали, что мало педагогики, а больше техники, слабо увязан с реформой школы. А мне показалось: в нем всё — педагогика. В докладе был и адрес… РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ ИЗ БЕРЁЗОВКИНа карте Могилевской области Глуский район найдешь не сразу. Он в самом дальнем от Могилева, юго-западном, углу. Такие углы издавна называют медвежьими. И все же, кто бы что бы ни говорил, Глуск — он тоже столица, для Глуского района. Не то, что Березовка, что расположена на 13 км дальше в угол. Впрочем, она тоже столица крупного, но небогатого колхоза имени М. И. Калинина. Дальше столиц нет — сплошная провинция. В Березовской десятилетке и работает М. В. Шеремет. Учеников в этой школе меньше даже, чем в Козубовской,— чуть больше сотни. А вот жизнь иная — добрее как-то. Учителем Михаил Владимирович стал случайно. Отец всю жизнь механизатором проработал, мать — в полеводстве. И он любил технику, любил мастерить. А знакомому директору восьмилетки нужен был «трудовик» и учитель физкультуры. Пригласил попробовать бывшего механика танка, только что вернувшегося из армии. Он согласился. Попробовал. Стало получаться. Но школка-то была маленькая, умирающая, в умирающей деревне. В Березовскую 10 лет назад пригласила директор Галина Ивановна Слук. Пообещала дом просторный, построенный еще при старой школе, работу для жены — учительницы географии, местной уроженки. Перебрались. С домом не обманули, а он не обманул ожиданий — сразу за дело. Только какое дело, когда тебе всего лишь 24 года! Заслуг никаких, авторитета никакого. А следовательно, ничего ни у кого не потребуешь, кулаком по столу не стукнешь. Да и не умеет он этого, застенчивый деревенский парень. Но что делать, когда даже полотен для ножовок по металлу нету, напильники все давно сточены? Как уроки слесарного дела проводить? На пальцах? Пробовал ездить, просить в Бобруйск (60 км), в Могилев (190 км) — наездился, да мало что привез. В Бобруйске и Могилеве свои школы есть... Вычитал с ребятами в журнале «Моделист-конструктор», что есть такой станок для анодно-механической резки металла, на котором с помощью электричества и жидкого стекла (обыкновенного силикатного, канцелярского клея) можно обрабатывать заготовки лучше и легче, чем обычными инструментами. Александр Пригара, Юневич Саша — девятиклассники тех первых, уже давних лет— взялись вместе с ним смастерить станок. Списанный в колхозе генератор переделали. Как? Тоже вычитали в журнале. Перемотали катушки возбуждения, раздобыли жидкое стекло (его в тот год в колхоз с избытком завезли — провинция!). Корпус станка вначале сделали деревянный. Потом по собственным чертежам изготовили металлический. Это уже было не простое копирование, а рационализация, начало творчества. Следующее поколение восьми-, девятиклассников, присоединившееся к рационализаторам, придумало к станку приспособление для полуавтоматического изготовления сетки из проволоки. А сетка — это клетки для кроликов, ферма кролиководческая. Дальше — больше. Искали, куда силы приложить, сметку, фантазию. Директор школы попросила вестибюль школьный украсить — придумали к старому токарному станку новое приспособление, позволяющее быстренько гнуть сантиметровой толщины прутья в изящные петли, а из них декоративная решетка получилась. Выкрасили белой краской — красота! Так и пошло всё по схеме простой и многим известной: нужда — мысль — дело. Схема-то известная, да прерываемая часто: нужда есть, проблемы есть, но вот думать о том, как с ними справиться самим, в. голову не приходит. Шеремет же думал, советовался, не стеснялся. И в журналы заглядывал, и ловил каждое ребячье слово. Но в газеты с просьбой помочь наладить жизнь не писал — не додумался. Как-то в школу дрова привезли. Не дрова — бревна. Перепилить вручную можно, конечно, если вместо уроков согнать всех учеников, авось до зимы бы и управились. А Шеремет взял и вместе с ребятами сделал электропилу на шарнирах — любые чушки режет, как масло. В школьной столовой электрической мясорубки нет, нет ее и у снабженцев, так Вася Слук к ручной мясорубке старенькую электродрель приладил — и получилась электрическая. В моду вязаные кофточки вошли. Шерсти в селе много — пряжи нет (трудности, естественно, на прядильной фабрике, не до их столицы). Ребята электрическую прялку соорудили. В прошлом году яблоки заполонили: урожай! Но вывозят мало: до железной дороги далеко, грузовиков не хватает, перерабатывающих заводов в окрестностях не запланировано... Но не идти же на корм скоту знаменитой белорусской антоновке? И опять выручило «бюро Шеремета»: придуман пресс из простого бельевого бачка и старого автомобильного домкрата. Сок выжимает до капельки! Много рационализаторских предложений и изобретений разошлось по округе за десять лет существования кружка юных конструкторов сельхозмашин и тракторов. Все не перечислишь: их десятка полтора, не меньше. Прежде всего два микротрактора, что пашут и школьный участок, и огороды престарелых сельчан. Пашут там, где колхозные не проходят. Теперь и взрослые механизаторы принялись за конструирование, идут за советами. Разошлись по округе не только юркие трактора со списанными в срок, да, как оказалось, досрочно моторами от инвалидных колясок и старых мотоциклов. Главное же, разошлись ученики — с выдумкой, с идеями, с умелыми руками и умными головами. Разошлись люди, приученные не только ставить проблемы, но и решать их. Пошли ребята в сельхозинституты на инженеров, чего до Шеремета не бывало здесь, пошли в колхозные механизаторы, в Мозырьский педагогический, на тот самый факультет общетехнических дисциплин и физики, что окончил заочно и Михаил Владимирович. Разошлись так или иначе продолжать учителя, его дело. В кружок теперь попадешь не сразу. В IV—V классах будешь делать модели, в основном самолетов. Сам захочешь: интересно, романтика. И незаметно придут расчетные и технические навыки, интерес к физике, химии, математике и шире — к знанию, творческому труду. Это и есть суть бесприказной педагогики Шеремета, подлинной педагогики. Педагогики содружества, педагогики сотрудничества взрослых и детей. Деревенские ребята, конечно же, и так неплохо знают друг друга. Жизнь их не разгорожена стенами классных комнат. Они и на улице вместе, и в клубе на заднем ряду вместе скалят зубы, семечки щелкают... Но когда шестиклассник и девятиклассник вместе склоняются над бампером своего собственного трактора, превратившегося из линий на чертеже в реально работающий, не когда эти разновозрастные подростки вместе думают, как приладить к бамперу откидывающийся капот мотора, а штыри для петель в это время точит семиклассник, а приваривать эти петли, испытывая особое доверие, будут два восьмиклассника, то понимаешь — тут особое содружество: рабочее, творческое. Это уже давно сложившийся, со своими традициями разновозрастный макаренковский коллектив, о котором давно знаем, знаем его воспитывающий эффект, да все не найдем ему места в школе. А у Шеремета, получившего педагогическое образование заочно, нашлось. Почему? Не потому ли, что шел он от жизни, от ее и своих проблем, от своих и ребячьих интересов, а не от инструкций, методичек, указаний, предписаний? Не стеснялся обратиться за помощью к младшим, слабым, и они делали его сильным и сами становились сильными. Я слежу за Шереметом, занятым обычным учительским делом: что-то объясняет, подсказывает. Ну что в нем такого особенного? Что нашли в нем ребята? Ростом, как говорится, не вышел, неречист, улыбается застенчиво — явно не лидер. Но кто же заставляет этих подростков, оставив домашние дела, а их у деревенских ребят всегда немало, мчаться в холодный школьный гараж? Что влечет их туда? Любовь к технике, без которой современное село немыслимо? Но у каждого в доме велосипед, мопед, мотоцикл — гоняй сколько хочешь. А может, их влечет жажда творчества, без которой человек не человек, а так, придаток к машине? Но здесь помимо творчества много, очень много примитивной, рутинной работы — подтащить, замерить, отрезать, оттащить, согнуть. А может быть, их влечет доверие, осознание значимости своего труда, своей значимости на этой земле? Чем так подкупает их Шеремет? И Шеремет ли? А может, дело, которому они вместе служат? «Что тут долго думать,— говорили знакомые,— уникальный человек — талант!» А что уникального в прессе из бачка и домкрата, в станке по чертежам из журнала? Какой талант? А Вася Слук, предложивший сделать электромясорубку, тоже уникальный? А Саша Посечин, подменявший мать-киномеханика и сделавший для нее устройство для механической перемотки пленки? Перечислять можно долго — они все уникальны. А когда все — это кажущаяся уникальность. Уникальность для тех, кто приучен надеяться на кого-то, кто ничего без команды, без инструкции делать не будет. У Шеремета не только изобретательский талант, но и человеческий, всем доступный: сделать жизнь легче, радостнее, интереснее. Шеремет если не нашел, то нащупал, почувствовал главное в деле современного учителя: учить не предмету, не готовому знанию, а умению думать, видеть, понимать проблемы окружающей жизни и не уходить от них, а совместно искать пути их решения. Для него, для ребят их самоделки — это не изобретение ради изобретения, это преодоление несовершенств действительности, преодоление инертности, провинциализма. Ведь нынешний-то наш провинциализм определяется не географией, не удаленностью от столиц. Во всяком случае не только этим. Но и бесконечным дефицитом. А с ним, с вечным недокомплектом, ой как трудно достигнуть высокого уровня. И материального, и духовного.
|