Хозяйка Глусского замка

 

...Мне кажется, они очень друг другу подходят: выпускница Белорусской политехнической академии Ольга Балейко и ее дипломная работа – проект реконструкции крепости XVII века в городе Глуске, называемой еще Глусским замком. Есть в них обеих элегантная утонченность линий, изящество и едва уловимая романтическая прелесть, одинаковая что для века семнадцатого, что для двадцать первого.

Словом, угадал с «хозяйкой» научный руководитель Ольги Вячеслав Михайлович Чернатов, когда уговорил ее заняться не будущим, а прошлым, хотя первоначально Оля намеревалась «строить» самый что ни на есть современный – подземный – культурно-развлекательный центр под улицей Богдановича. Преподаватель приводил свои резоны. Во-первых, Оля сама родом из Глуска, из семьи некогда главного районного архитектора. Тут и местная «аура», как говорится, в руки. Во-вторых, у нее уже готов фрагмент крепости – костел XVII века, которому была посвящена курсовая работа. Наконец, в-последних (или главных?), возвращать людям историческую память – дело благодарное и благородное.

...А у нее работа над дипломом шла до странности трудно. Да, замок (вернее, то, что от него осталось) она знала с детства. Кто в Глуске не гонял по его старинным валам, не слышал жутковатых рассказов о засыпанных подземных ходах, один из которых, говорят, вел аж до самого Бобруйска? Но ведь архитектору, реставратору нужны не предания и легенды. А документы, чертежи, описания, изображения. Оля работала в архивах, встречалась с учеными-археологами из Академии наук, искала аналоги среди исторических памятников других стран. И очень боялась не успеть – диплом все-таки. И ошибиться: ведь, по сути дела, она первая возвращала из небытия Глусский замок.

Зато когда крепость предстала на планшетах, Ольга сама поразилась: до чего совершенным и изящным оказалось это архитектурное творение XVII века. Пять лепестков с бастионами, замыкаясь, придавали крепости сходство с цветком нарцисса. С одной стороны его омывала излучина Птичи, с других окружал рукотворный ров. В крепости не было ничего лишнего или, лучше сказать, нецелесообразного: строгие сторожевые башни, перекидной мост, торжественный въезд. И – словно жемчужина на ладони – стройный белоснежный костел.

Разумеется, в своей дипломной работе Ольга представила не только общий вид крепости, но и поэтапный план реконструкции и возможного использования архитектурного памятника. Скажем, вначале можно было бы восстановить крепостной вал, перекидной мост, оборудовать видовые площадки. Далее – отстроить сторожевые башни, возвести здание цейхгауза, которое прекрасно подойдет для музея средневековой истории. А вот костел можно было бы начать восстанавливать хоть сегодня – настолько хорошо сохранились его чертежи, описание и фундамент под земляным слоем времени...

Она сама-то верит, что все когда-нибудь так и будет, как на ее проекте? Оля грустно покачивает головой: «О нет, я совсем не романтик. Хотя, знаете, свой замок я все-таки увидела. Точно таким, каким представила...»

Мистика? А уж судите сами. Блестяще защитив диплом, Оля завоевала право участвовать в конкурсе молодых архитекторов во Флоренции. Будущие зодчие из Восточной Европы в течение недели работали над реальным проектом – реконструкцией виллы Колоника и ее «адаптацией» к современности. За бесценные идеи хозяева расплачивались великолепными экскурсиями. На одной из них Ольга и увидела знакомые пять лепестков. Окруженных рукотворным рвом с перекидным мостом. Со сторожевыми башнями, стройным костелом, музеем Средневековья...

Она была счастлива и грустна одновременно. Счастлива, что угадала: ведь этот, итальянский замок никогда не разрушался «до основанья, а затем». Грустна, потому что вдруг вспомнила свой маленький родной Глуск. Стадион на месте бывшей крепости с пока еще угадывающимися валами. Где днем бегают и гоняют мяч дети, а вечерами коротают досуг «на троих» нетрезвые личности.

Да, она реалист, а не романтик. И знает, что буквально через несколько дней ватман с планшетов срежут – подрамники нужны следующим дипломникам. И, свернув в рулоны, положат на какой-нибудь пыльный шкаф. Она, правда, успела заснять на слайды свою работу, которую намерена продолжать в аспирантуре. И которую готова претворить в жизнь при первой потребности и возможности.

Все-таки не хочется верить, что прекрасную Глусскую крепость мы потеряли навсегда...

Светлана БАЛЫШЕВА

 

"Рэспубліка”№ 69  29.03.2001