В глубь столетий на три метра

... Хрупкая блондинка археолог Ирина Ганецкая начала свой путь к историческому прошлому в 80-е годы, будучи студенткой истфака педагоги­ческого университета, толчком послу­жила археологическая практика в Мир­ском замке. Тогда девушка «заболела» поздним Средневековьем раз и навсег­да. Тему своих исследований Ирина Владимировна считает весьма благо­датной — на самом деле белорусская зем­ля хранит в себе массу следов прошлого, по­зволяя людям заинтересованным прикос­нуться к ним руками и душой.

 

В Глуск я приехал поздно ночью, вор­вавшись на попутном авто прямо в центр небольшого городка. Фланирующая на площади перед райисполкомом молодежь по­началу удивилась моему вопросу: «Археоло­ги? Ну да, в прошлом и позапрошлом годах копали, а в этом...» Потом подъехал паренек-велосипедист: «Точно, есть у нас археологи. В санаторной школе живут».

Утром, придя вместе с командой «архео­логов» (на этот раз очередная смена помощ­ников Ирины Ганецкой — подростки 14-17 лет), я понял, почему местная молодежь не в курсе работы лагеря. Оказывается, в этом се­зоне команда искателей сокровищ минувших столетий ушла на изрядную глубину, непос­редственно, наконец, проникнув к отлично со­хранившимся старинным сводам. За земляной насыпью почти не видно ни сводчатых арок из красного кирпича, ни копошащихся рядом за­горелых мальчишек и девчонок.

Рассказывает Ирина Ганецкая: «Признать­ся, я разволновалась, когда мой бессменный помощник, отставной морской офицер Павел Аркадьевич Ляхнович, привез мне вахту несо­вершеннолетних «искателей». Подумала: они завтра же запросятся домой. Но уехали толь­ко двое, испугавшихся стычек с местными ти­нейджерами. Несмотря на то, что питание не ахти, а работа тяжелая, ребята хотят быть здесь. Наши находки действуют на них эмоциональ­но, вдохновляют. Еще бы: не всякому выпада­ет счастливый случай своими глазами увидеть красивые и ценные памятники романтическо­го Средневековья. На них как будто сохрани­лись бороздки от пальцев тех людей, которые когда-то делали их, держали в руках. Возмож­ность вложить в них свои пальцы компенси­рует все бытовые неурядицы.

Местный краевед Игорь Кирин рассказал мне, что этот сезон для Ганецкой как никогда богат находками: ежедневно ребята поднимают на-гора по два-три ящика трофеев. Кроме того, сняв верхние слои почвы и освободив сводчатые проемы, юные археологи смогли спуститься вниз и исследовать часть подземного хода.

Несколько лет назад заведующий отделом культуры местного райисполкома Владимир Шуляковский выступил с инициативой начать рас­копки знаменитого Глусского замка, до которых в прошедшие десятилетия попросту ни у кого не доходили руки. Институт истории Националь­ной академии наук откликнулся на просьбу, и Ирина Ганецкая с коллегами приехала в Глуск. С тех пор работы ведутся каждое лето. Вот уже четвертый раз Ирина Владимировна, ставшая своим человеком среди местных, собирает моло­дежь на руинах старых бастионов.

Исследования замка начинались со старых легенд, подобных тем, которые существуют в каждом старом белорусском городе. Как прави­ло, старожилы рассказывали, что под глусским стадионом, выстроенным в последние десятиле­тия, есть подземный ход, который ведет то ли до Птичи, то ли под Птичь, то ли до Бобруйска... Естественно, каждый третий рассказчик утвер­ждал, будто он даже ходил по нему. Но это объяс­нимо — на территории бывшего замка и разру­шенного в 1944 году костела было немало со­оружений, от которых до сих пор остались глу­бокие подвалы, поэтому современные строители то и дело натыкались на подземные ниши. Но подземный ход Ирина Владимировна на самом деле нашла. Это произошло в 1996 году, когда команда археологов начала исследовать угол со­оружения, в котором сейчас ведутся раскопки: «Один из наших студентов, — вспоминает Ири­на Ганецкая, — стал разгребать землю вблизи угла здания и наткнулся на дверную завесу дли­ной 85 сантиметров, которая была забита гвоз­дями и закрывалась на крючок, вмурованный в стенку. Мы стали искать дальше и через метр нашли еще одну точно такую же завесу. Двери сгнили, а они остались.

Настойчивость пытливых была вознаграждена: обнаружился ход, который когда-то на­ходился сбоку подъездной дороги. Он прикры­вался платформой, на которой базировался подъемный мост. Двери открывались вовнутрь, и поэтому увидеть ход с дороги было практи­чески невозможно. Говорят, что в темное время суток через него можно было незамеченным выйти к воде. На следующий год археологи смог­ли сквозь пролом в башне отправить в ход пар­ня с рулеткой и газовой лампой. Он прополз еще четыре метра, полностью исследовал и сфо­тографировал все изнутри».

Следующий год принес еще шесть новых пройденных метров. В этом сезоне Ганецкая и ее сподвижники надеются продвинуться еще дальше, узнать, куда все-таки ведет этот ход.

Глусский замок ценен своей сопричастнос­тью как к политической истории Беларуси, так и к истории искусств. Личность хозяина замка, Алек­сандра Полубинского, в значительной степени обойдена вниманием исследователей Средневе­ковья. Общественный деятель, меценат, основа­тель множества храмовых сооружений, ценитель искусств и аскет в быту, Александр Полубинский дал возможность миру узнать еще одного своего талантливого земляка, художника-графи­ка Александра Тарасевича, иллюстрировавшего знаменитый «Розариум», — книгу-памятник, из­данную в Европе. Именно благодаря роли Тара­севича в ней нашлось место упоминанию и о Глуске, и об Александре Полубинском, и о его гербе. Кстати, расцвет творчества Тарасевича пришелся именно на глусский период.

...Последние месяцы раскопок дали возмож­ность не только углубиться в подземный ход. Исследуя угол сооружения, археологи наткну­лись на окно, под которое долгое время наши предки выбрасывали повседневный мусор. Пласт в 20 сантиметров высотой и площадью в 4 квад­ратных метра дал несколько ведер находок, са­мых обычных, но весьма полно характеризую­щих быт обитателей замка XVII-XVIII столетий. Множество археологически целой керамической посуды, которую можно склеить, нерассыпавшийся горшочек с рыбными очистками, медные монетки. Находки этого сезона помогут ответить на ряд вопросов, возникших у археологов в прошлые годы. К примеру, уже сегодня можно говорить о том, что гончарное искусство в Глуске в XVI-XVII столетиях достигло высочайшего уровня.

Особую радость у Ирины Владимировны вызывает коллекция плитки, солидно пополнившаяся этим летом. Эти небольшие кусоч­ки рисунков дали возможность наконец-то восстановить в первозданном виде изображение герба владельца замка — Beликого маршалка Александра Полубинского.

Истинное изображение герба открылось, когда из десятков найденных черепков различной величины была сложена большая мозаика. В центре — огромный цветной орел, по углам — монограммы видного общественного деятеля второй половины XVII столетия. Они обозначают титул хозяина замка — Александр Гилярий Полубинский, Великий маршалак Великого Княжества Литовского. Даты, указанные на гербе, обозначают важные вехи в жизни владельца замка: 1670 — начало реконструкции Полубинским замка, 1675 — предположительный конец реконструкции, 1673 — брак старшей дочери Анны с молодым Радзивиллом. Кстати, фамильный герб Радзивиллов тоже встречается на обломках плитки.

Проводя раскопки в Глуске, Ирина Ганецкая нашла еще одно подтверждение существованию языческого рудимента, который уже был обнаружен при исследовании захоронений в Могилеве, Пскове, Брянске, Смоленске. Захоронения времен христианства, в отличие от старинных курганов, у нас вообще мало исследовались, потому здесь археологам открывается широкое поле деятельности.

В захоронениях, обнаруженных в районе глусских раскопок, пространство в ногах покой­ника заполнено обгорелыми дровами. Иногда они находятся прямо на ногах усопшего предка, под­тверждая тот факт, что обычай возжигать костер у останков, предавая их земле, действительно еще бытовал в позднем Средневековье.

... Первыми помощниками Ирины Ганецкой становились студенты театрального института, исторического и филологического факультетов. Работа — адски тяжелая. Все начиналось с ос­вобождения подвалов от глины, обломков кир­пичей. Четыре часа изо дня в день, без выход­ных, в дождь и палящее солнце. И безо всякого материального вознаграждения. Тем не менее уезжают отсюда с благодарностью. Ирину Владимировну поразило, как один юноша, возвра­щаясь в Минск, увез с собой два кирпича, обе­щая хранить их всю жизнь. А родители мест­ных ребят, встречая на улице руководителя ла­геря, рассказывают, с каким восторгом их дети сообщают ежедневно о новых находках. Навер­ное, это и есть патриотизм, материализовавший­ся в потаенных уголках души, патриотизм, вы­страданный целенаправленными трудовыми усилиями и ощущением единства времен.

«Такое у каждого индивидуально здесь происходит, — размышляет Ирина Владимировна, — но общим остается главное — чувство сопричастности к истории. В XVII столетии неведомый мастер слепил из глины массивный сред­невековый кирпич, оставив на нем отпечатки - бороздки своих пальцев. Возле кирпича проросла травинка, на небо набежала туча и пролилась дождем. Мастер забыл об этом кирпиче, а мы, 350 лет спустя, нашли его творение и увидели следы капель того самого дождя...

Андрей АНДРЕЕВ, «ЗЮ»
«Знамя юности» 13.08.1999

 

 

 Ирина Ганецкая, корреспондент газеты «Имя» Тина Клыковская, корреспондент газеты «Переходный возраст» Екатерина Ткаченко и корреспондент газеты «Знамя юности» Андрей Андреев (слева направо) в раскопе. Фото И. Кирина.