... Хрупкая блондинка археолог Ирина Ганецкая начала свой путь к историческому прошлому в 80-е годы, будучи студенткой истфака педагогического университета, толчком послужила археологическая практика в Мирском замке. Тогда девушка «заболела» поздним Средневековьем раз и навсегда. Тему своих исследований Ирина Владимировна считает весьма благодатной — на самом деле белорусская земля хранит в себе массу следов прошлого, позволяя людям заинтересованным прикоснуться к ним руками и душой.
В Глуск я приехал поздно ночью, ворвавшись на попутном авто прямо в центр небольшого городка. Фланирующая на площади перед райисполкомом молодежь поначалу удивилась моему вопросу: «Археологи? Ну да, в прошлом и позапрошлом годах копали, а в этом...» Потом подъехал паренек-велосипедист: «Точно, есть у нас археологи. В санаторной школе живут».
Утром, придя вместе с командой «археологов» (на этот раз очередная смена помощников Ирины Ганецкой — подростки 14-17 лет), я понял, почему местная молодежь не в курсе работы лагеря. Оказывается, в этом сезоне команда искателей сокровищ минувших столетий ушла на изрядную глубину, непосредственно, наконец, проникнув к отлично сохранившимся старинным сводам. За земляной насыпью почти не видно ни сводчатых арок из красного кирпича, ни копошащихся рядом загорелых мальчишек и девчонок.
Рассказывает Ирина Ганецкая: «Признаться, я разволновалась, когда мой бессменный помощник, отставной морской офицер Павел Аркадьевич Ляхнович, привез мне вахту несовершеннолетних «искателей». Подумала: они завтра же запросятся домой. Но уехали только двое, испугавшихся стычек с местными тинейджерами. Несмотря на то, что питание не ахти, а работа тяжелая, ребята хотят быть здесь. Наши находки действуют на них эмоционально, вдохновляют. Еще бы: не всякому выпадает счастливый случай своими глазами увидеть красивые и ценные памятники романтического Средневековья. На них как будто сохранились бороздки от пальцев тех людей, которые когда-то делали их, держали в руках. Возможность вложить в них свои пальцы компенсирует все бытовые неурядицы.
Местный краевед Игорь Кирин рассказал мне, что этот сезон для Ганецкой как никогда богат находками: ежедневно ребята поднимают на-гора по два-три ящика трофеев. Кроме того, сняв верхние слои почвы и освободив сводчатые проемы, юные археологи смогли спуститься вниз и исследовать часть подземного хода.
Несколько лет назад заведующий отделом культуры местного райисполкома Владимир Шуляковский выступил с инициативой начать раскопки знаменитого Глусского замка, до которых в прошедшие десятилетия попросту ни у кого не доходили руки. Институт истории Национальной академии наук откликнулся на просьбу, и Ирина Ганецкая с коллегами приехала в Глуск. С тех пор работы ведутся каждое лето. Вот уже четвертый раз Ирина Владимировна, ставшая своим человеком среди местных, собирает молодежь на руинах старых бастионов.
Исследования замка начинались со старых легенд, подобных тем, которые существуют в каждом старом белорусском городе. Как правило, старожилы рассказывали, что под глусским стадионом, выстроенным в последние десятилетия, есть подземный ход, который ведет то ли до Птичи, то ли под Птичь, то ли до Бобруйска... Естественно, каждый третий рассказчик утверждал, будто он даже ходил по нему. Но это объяснимо — на территории бывшего замка и разрушенного в 1944 году костела было немало сооружений, от которых до сих пор остались глубокие подвалы, поэтому современные строители то и дело натыкались на подземные ниши. Но подземный ход Ирина Владимировна на самом деле нашла. Это произошло в 1996 году, когда команда археологов начала исследовать угол сооружения, в котором сейчас ведутся раскопки: «Один из наших студентов, — вспоминает Ирина Ганецкая, — стал разгребать землю вблизи угла здания и наткнулся на дверную завесу длиной 85 сантиметров, которая была забита гвоздями и закрывалась на крючок, вмурованный в стенку. Мы стали искать дальше и через метр нашли еще одну точно такую же завесу. Двери сгнили, а они остались.
Настойчивость пытливых была вознаграждена: обнаружился ход, который когда-то находился сбоку подъездной дороги. Он прикрывался платформой, на которой базировался подъемный мост. Двери открывались вовнутрь, и поэтому увидеть ход с дороги было практически невозможно. Говорят, что в темное время суток через него можно было незамеченным выйти к воде. На следующий год археологи смогли сквозь пролом в башне отправить в ход парня с рулеткой и газовой лампой. Он прополз еще четыре метра, полностью исследовал и сфотографировал все изнутри».
Следующий год принес еще шесть новых пройденных метров. В этом сезоне Ганецкая и ее сподвижники надеются продвинуться еще дальше, узнать, куда все-таки ведет этот ход.
Глусский замок ценен своей сопричастностью как к политической истории Беларуси, так и к истории искусств. Личность хозяина замка, Александра Полубинского, в значительной степени обойдена вниманием исследователей Средневековья. Общественный деятель, меценат, основатель множества храмовых сооружений, ценитель искусств и аскет в быту, Александр Полубинский дал возможность миру узнать еще одного своего талантливого земляка, художника-графика Александра Тарасевича, иллюстрировавшего знаменитый «Розариум», — книгу-памятник, изданную в Европе. Именно благодаря роли Тарасевича в ней нашлось место упоминанию и о Глуске, и об Александре Полубинском, и о его гербе. Кстати, расцвет творчества Тарасевича пришелся именно на глусский период.
...Последние месяцы раскопок дали возможность не только углубиться в подземный ход. Исследуя угол сооружения, археологи наткнулись на окно, под которое долгое время наши предки выбрасывали повседневный мусор. Пласт в 20 сантиметров высотой и площадью в 4 квадратных метра дал несколько ведер находок, самых обычных, но весьма полно характеризующих быт обитателей замка XVII-XVIII столетий. Множество археологически целой керамической посуды, которую можно склеить, нерассыпавшийся горшочек с рыбными очистками, медные монетки. Находки этого сезона помогут ответить на ряд вопросов, возникших у археологов в прошлые годы. К примеру, уже сегодня можно говорить о том, что гончарное искусство в Глуске в XVI-XVII столетиях достигло высочайшего уровня.
Особую радость у Ирины Владимировны вызывает коллекция плитки, солидно пополнившаяся этим летом. Эти небольшие кусочки рисунков дали возможность наконец-то восстановить в первозданном виде изображение герба владельца замка — Beликого маршалка Александра Полубинского.
Истинное изображение герба открылось, когда из десятков найденных черепков различной величины была сложена большая мозаика. В центре — огромный цветной орел, по углам — монограммы видного общественного деятеля второй половины XVII столетия. Они обозначают титул хозяина замка — Александр Гилярий Полубинский, Великий маршалак Великого Княжества Литовского. Даты, указанные на гербе, обозначают важные вехи в жизни владельца замка: 1670 — начало реконструкции Полубинским замка, 1675 — предположительный конец реконструкции, 1673 — брак старшей дочери Анны с молодым Радзивиллом. Кстати, фамильный герб Радзивиллов тоже встречается на обломках плитки.
Проводя раскопки в Глуске, Ирина Ганецкая нашла еще одно подтверждение существованию языческого рудимента, который уже был обнаружен при исследовании захоронений в Могилеве, Пскове, Брянске, Смоленске. Захоронения времен христианства, в отличие от старинных курганов, у нас вообще мало исследовались, потому здесь археологам открывается широкое поле деятельности.
В захоронениях, обнаруженных в районе глусских раскопок, пространство в ногах покойника заполнено обгорелыми дровами. Иногда они находятся прямо на ногах усопшего предка, подтверждая тот факт, что обычай возжигать костер у останков, предавая их земле, действительно еще бытовал в позднем Средневековье.
... Первыми помощниками Ирины Ганецкой становились студенты театрального института, исторического и филологического факультетов. Работа — адски тяжелая. Все начиналось с освобождения подвалов от глины, обломков кирпичей. Четыре часа изо дня в день, без выходных, в дождь и палящее солнце. И безо всякого материального вознаграждения. Тем не менее уезжают отсюда с благодарностью. Ирину Владимировну поразило, как один юноша, возвращаясь в Минск, увез с собой два кирпича, обещая хранить их всю жизнь. А родители местных ребят, встречая на улице руководителя лагеря, рассказывают, с каким восторгом их дети сообщают ежедневно о новых находках. Наверное, это и есть патриотизм, материализовавшийся в потаенных уголках души, патриотизм, выстраданный целенаправленными трудовыми усилиями и ощущением единства времен.
«Такое у каждого индивидуально здесь происходит, — размышляет Ирина Владимировна, — но общим остается главное — чувство сопричастности к истории. В XVII столетии неведомый мастер слепил из глины массивный средневековый кирпич, оставив на нем отпечатки - бороздки своих пальцев. Возле кирпича проросла травинка, на небо набежала туча и пролилась дождем. Мастер забыл об этом кирпиче, а мы, 350 лет спустя, нашли его творение и увидели следы капель того самого дождя...
Ирина Ганецкая, корреспондент газеты «Имя» Тина Клыковская, корреспондент газеты «Переходный возраст» Екатерина Ткаченко и корреспондент газеты «Знамя юности» Андрей Андреев (слева направо) в раскопе. Фото И. Кирина.