ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ МОЖНО ПРОПЕТЬ НА ОДНОМ ДЫХАНИИ
Два путешествия этим летом. Два путешествия, связанных с историей моей страны. Первое - в Могилевскую область, на раскопки древнего Глусского замка, второе - на участие в работе фольклорной экспедиции. Не зря я попыталась уместить в один материал эти два события - между ними, действительно, немало общего. Во-первых - люди, с которыми мне пришлось столкнуться — талантливые, влюбленные в свое дело, умеющие увлечь всех остальных энтузиасты. Во-вторых, каждое из этих путешествий возвращало меня к нашей истории: и фольклорные песни, которые вспоминали старушки в белорусских деревеньках, и глиняные черепки, пролежавшие в земле не одно столетие, помогали почувствовать минувшие эпохи куда больше, чем любой параграф учебника по истории. Нужно было только уметь прислушаться...
Мы приехали в Глуск под утро: в Осиповичах опоздали на последний автобус и решили добираться до места назначения автостопом. Заночевать пришлось в стогу сена недалеко от дороги — пронизывающие темноту красными огоньками фар машины проносились мимо. Лишь с самым рассветом нас подобрала попутка. Глуск чем-то напомнил прибалтийскую Юрмалу — такие же одноэтажные, утопающие в зелени домики, размеренность и спокойствие, только вместо Балтийского моря — тоненькая полоска реки Птичь, этакое пляжное лежбище. Впрочем, говорят, что в нижнем своем течении, после впадения в нее реки Орессы, Птичь становится широкой, полноводной, рекой-труженицей.
В атласе автолюбителей о достопримечательностях Глуска сказано лишь то, что в городском поселке расположен бюст дважды Героя Советского Союза С.Ф. Шутова. И ни слова о том, что когда-то здесь был замок — один из числа пяти древних белорусских замков, ни слова о художнике Александре Тарасовиче, чье имя во многих зарубежных странах связывают с основанием европейской школы графики. Именем, которым белорусы должны были бы гордиться...
В Городке, откуда через пару недель после путешествия в Глуск началась наша фольклорная экспедиция, в местном краеведческом музее, мы узнали, что история Городка начинается... с Великой Отечественной войны. На наш вопрос, где затерялись предыдущие столетия, музейные работники только пожимали плечами. Выходит, что об особенных, непревзойденных городокских узорах, которыми наши прапрабабушки украшали рукава и воротнички рубашек, свадебных нарядов и обычных «рушников», помнят разве что местные мастерицы. Да и тех, пожалуй, единицы...
В который раз задумываешься: за что мы так оскорбляем историю, до безобразия вольно обходясь с ней? Нет-нет, да и вспоминаются слова какого-то мудреца о том, что если бросить в прошлое камнем, то будущее очень жестоко ответит на это... Впрочем, в конце концов устаешь твердить об этом...
Первый расцвет Глусского замка связан с именем Александра Полубинского. В годы раннего средневековья его строения переживали не лучшие времена: хозяева сменяли друг друга так часто, что просто не успевали заниматься делами по благоустройству. После нашествия украинского казачества в середине XVII столетия замок был обворован и сожжен. Александр Полубинский поднимал его буквально из пепла. Привел в готовность оборонительную систему: насыпал валы, до невероятных размеров увеличил ров, окружавший замок, сделал бастионы, возвел мощную башню и ворота, которые соединил с берегом огромный мост. Дворец был возведен на каменном фундаменте. На крыше красовались два деревянных лебедя. В нескольких метрах от дворца находились бернардинский костел и монастырские постройки. Все это было расположено непосредственно на территории замка.
О необычайно высоком уровне гончарного ремесла в Глуске во времена Полубинского свидетельствует сегодня огромное количество археологических находок. Кроме того, найден железный ключ от внутреннего замка XVI—XVIII ст. Собрана целая коллекция монет, среди которых — разменные монеты Великого княжества Литовского. Это очень тоненькие медные пластинки, на одной стороне которых — портрет и имя короля Яна Казимира Вазы, на другой — государственный герб «Погоня» и дата выпуска.
Приблизительно в эти годы переживал расцвет своего творчества и Александр Тарасович. Графические работы, выполненные в период жизни в Глуске, принесли ему международное признание. О позднем творчестве этого художника уже практически ничего не известно.
Самая ценная находка, рассказывающая об этих временах — плитка с изображением ранее не изученных фрагментов герба Александра Полубинского. В XVIII столетии замок унаследовал князь Радзивилл. Он произвел капитальный ремонт дворца, поставил новые печи, привез особый фамильный фарфор. Изображения герба Радзивиллов, как и Александра Полубинского, также часто встречаются на остатках удивительно красивой керамической плитки Глусского замка.
Остатки старых строений погребены под толстым слоем земли. На месте бывших дворца и монастыря — спортивный стадион, возведенный в конце 80-х. А вот насыпные валы, которые когда-то окружали замок, великолепно сохранились до наших дней. Они дают представление только о его размерах и помогают составить представление о том, как действовала его оборонительная система.
Жители Глуска, похоже, чувствуют себя «полноправными наследниками» старого замка — подкапывают валы, берут оттуда песок для собственных нужд, устраивают на них свалку. Краеведческого музея в Глуске не существует.
Четыре года назад Ирина Ганецкая, научный сотрудник Института истории наук национальной Академии наук, прибыла в Глуск впервые. Как специалист по средневековью она считает, что именно это время оставило самую большую память о себе не только в архивных документах, но и в самой земле. Представляете, до этого таинственного средневековья можно дотронуться руками — бережно перебирая остатки керамической посуды, раскапывая самой обыкновенной лопатой сохранившиеся своды нижнего этажа замка. Первый год Ирине активно помогали местные детишки, школьники. Если старшие жители Глуска еще знали о том, что до войны здесь возвышался бернардинский костел, то об остальных замковых сооружениях порой ничего не могли оказать даже старожилы. На следующий год, узнав о раскопках, проявили инициативу минские школьники и студенты — будущие историки, архитекторы, культурологи, археологи, художники. Они самостоятельно разыскивали Ирину и выражали желание оказать добровольную помощь. Как-то один минский девятиклассник, проработавший на раскопках несколько недель, уезжая, положил в свой рюкзак два кирпичика. Сначала Ирина подумала, что это шутка, а потом поняла: любая археологическая находка не только необычайно красива и уникальна, но и становится для тех, кто прикасается к ней, по-настоящему живой. Живой потому, что несет на себе следы не только пальцев, но и душ тех людей, которые бережно создавали их. Возможно, с молитвой, обращенной к Богу, а возможно, просто с огромной любовью к своему делу. Наверное, это и есть то, что примиряет юных археологов со всеми трудностями раскопок: работать приходится и под знойным солнцем, и под проливным дождем, порой без выходных. Выдержав первую неделю такой работы, ребята уже смело остаются до конца срока. Расчищают подвалы, заваленные кусочками стен, таскают носилки, нагруженные средневековыми кирпичами. (Один такой кирпич весит около 4 кг!)
Без добровольцев Ирине Ганецкой никак не справиться. Сумма, которую ежегодно выделяет Академия наук для проведения сезонных раскопок, равна 100 долларам. Этих денег не хватает даже на то, чтобы как следует накормить добровольцев, не говоря уже о том, чтобы нанять сезонных рабочих. А вот спрашивать волонтеров, что заставляет их заниматься этой «пыльной» работой, я не стала. По-моему, и так все ясно...
Мы просыпаемся настолько рано, насколько могут сделать это привыкшие всласть поспать городские жители. Выпиваем стакан парного молока, берем скрипку, диктофон и на лодке переправляемся на другой берег озера. Где-то километрах в двенадцати от нашей стоянки, в деревне Полова, живет старенький скрипач. Говорят, что во всей округе никто не поет и не играет лучше.
Каждое лето девчонки из фольклорного «гуртка» при Академии искусств выезжают в разные уголки республики собирать старинные песни, легенды, сказки, предания и даже танцы. Побывали на Полесье, на Могилевщине, в этом году приехали на Витебщину. Я не перестаю удивляться: неужели в белорусских деревнях еще остались люди, которые могут поделиться сокровищами народного творчества?
У каждого фольклориста есть своя система, помогающая в сборе информации. Участники экспедиций, как правило, обращают внимание на украшенные деревянной резьбой крыши домов — ищут мастеров, которые сохранили древние секреты зодчества. Заходят на сельские кладбища — среди могильных плит иногда попадаются настоящие языческие символы, исследуют буквально каждый камень — возможно, именно он служил нашим предкам для совершения ритуальных обрядов. В одной из деревушек сердобольные бабушки убедили нас, что камни, так же, как деревья и травы, способны расти. Мы поверили. В таких местах хочется верить в существование леших, еще каких-нибудь духов леса. Ведь собирание фольклора — это всегда немножко игра, и ты волей-неволей принимаешь ее условия.
Крайне важно расположить к себе собеседников, суметь вовремя задать им нужные вопросы. Я выражаю свое недоумение Татьяне, моей попутчице, вместе с которой мы разыскиваем деревенского скрипача: «Можно подумать, за последние десятилетия ни одна фольклорная экспедиция не побывала в этих краях». Конечно же, в разные годы сюда приезжали и фольклористы, и этнографы. Но бобины с записанными на них народными песнями просто пылятся на полках каких-нибудь хранилищ — они доступны немногим.
Самое первое и самое тяжелое впечатление, которое осталось от нашего маленького путешествия, — белорусская деревня буквально умирает. Сколько бы ни слышал об этом, но когда вот так, «лицом к лицу», столкнешься с заброшенными фермами, с домами, у которых заколочены все окна, становится страшно.
Как ни стучались мы в дверь старого скрипача, никто не открыл нам. Может, его не было дома, а может, по словам людей, затаил он с недавних пор некую обиду на свет: стал злым и угрюмым. Одинокими и заброшенными кажутся и те бабульки, в хатки которых мы попадали: «Да якія ж мы беларусы? І гаворкі гэтай вашай ня ведаем. Мы тут па-свойму, па-вясковаму размаўляем...» Зато сколько мудрости в их песнях, сколько спокойствия, размеренности, тепла. Кажется, слушал бы целую вечность...
У фольклорного коллектива Академии искусств пока еще нет постоянного названия. Но уже сейчас эти молодые люди практически стали преемниками народных традиций. Словно кем-то возложена на них миссия собирать и сохранять то, что так важно, но и так хрупко. Собирать и сохранять, чтобы сделать вечным.
Нотная грамота для фольклора равноценна смерти. Чтобы народная песня зазвучала, ее нужно перенять непосредственно — «с голоса в голос». Именно так и поступают юные фольклористы: большинство их репертуара составляют мелодии, услышанные во время летних экспедиций и слегка обработанные впоследствии. Перенимание песни с голоса позволяет сохранить манеру исполнения и интонацию конкретного человека. Но самое главное при собирании фольклора — это умение войти в контакт с исполнителем, почувствовать его. Только тогда, когда общение строится не на бытовом, а на духовном уровне, можно почувствовать ту силу народного духа, которая из поколения в поколение передавалась вместе с песней. Чтобы написать красивые стихи, нужно, чтобы родной язык буквально звучал в тебе. Чтобы запеть фольклор, нужно сначала прислушаться к себе: твое ли все то, о чем идет речь. Если твое — петь становится так же легко и свободно, будто вести беседу, объясняли мне девчонки - фоль-клористки. И мне очень захотелось подхватить и затянуть вместе с ними эти песни...
Чем больше путешествуешь, узнавая родной край, тем сильнее начинаешь любить и ценить его. Во время фольклорной экспедиции родной язык буквально звучал во мне — белорусские песни, которые пели вечерами возле костра, по-настоящему возвращали нас к нашим истокам. Потому что в такие мгновения почти физически ощущаешь, что все связанное с культурой твоего народа вдыхает в тебя жизнь. Внушает огромную веру в будущее каждого из нас.